Проблема утилизации железнодорожных шпал - острейшая для транспортной отрасли.
Ежегодно только на ЮВЖД выводится из производственного использования около 700 тыс. штук деревянных шпал. Для предотвращения гниения они пропитаны антисептиками, что делает их экологически опасными. Региональные полигоны промышленных отходов в основном переполнены,и подразделения дорог нередко вынуждены накапливать отслужившие срок шпалы в местах не предусмотренных для их хранения. В соответствии с законодательством такое несанкционированное размещение вредных отходов нередко дорого обходится их владельцам. В течении длительного периода
времени предприятия отрасли пытаются решить эту проблему. Сегодня уже существуют некоторые технологии утилизации шпал, например, глубокая переработка в древесные активные угли или обезвреживание в целях дальнейшего использования в качестве органического наполнителя для производства строительных материалов. Однако эти технологии достаточно затратные. Их применение не может кардинально решить проблему размещения отходов. Поэтому РЖД продолжает поиск новых технологий для утилизации старых шпал. СП "Олнова" совместно со своим партнером фирмой «КРИГЕР »,известным производителем современного котельного оборудования, предлагают
использование измельченных шпал для сжигания в твердотопливных,отопительных и водогрейных котлах. Известно,что утилизация шпал путем прямого сжигания не возможна вследствие на- личия в них вредных примесей,особенно такого токсично опасного компонента наполнителя, как креозол. Специалистами фирмы «КРИГЕР » с помощью
ряда авторитетных лабораторий и научно-исследовательских институтов, работающих в сфере охраны окружающей среды,получены предварительные положительные результаты в испытаниях по использованию измельченных шпал в качестве топлива и соответствию их Директивам ЕС 94/67 от 16 декабря 1994 г.по сжиганию вредных отходов. Использование вредных древесных отходов в качестве топлива становится возможным благодаря выработке оптимальных режимов работы котлоагрегатов. Это позволит в дальнейшем эффективно использовать старые шпалы для отопления производственных и жилых помещений. Для измельчения железнодорожных шпал без предварительного отделения металлических пластин и костылей предлагается специализированная дробильная машина VB-750DK(стационарная и мобильная),производительностью до 25 т/ч. В процессе дробления проводится одновременное отделение металлических изделий от древесины с помощью магнитного сепаратора. Для получения щепы можно использовать доизмельчители типа NZS или роторную
дробилку DP-660P.